Молдавские юристы и врачи находятся в состоянии замешательства: в Молдове обсуждается вопрос о правах нерожденного ребенка, которые, по мнению европейской юстиции, мало чем отличаются от традиционных прав личности.
Если молдавские законотворцы последуют практике ЕС, то национальное законодательство, регулирующее прерывание беременности и охрану репродуктивного здоровья граждан, в скором времени может ощутимо измениться.
«Раз не было жизни, значит, не было смерти»
В Молдове неродившийся ребенок наделен определенными имущественными правами. К примеру, он может быть потенциальным наследником. Но право на жизнь за ним, по сути, не закреплено.
Аборты, или искусственные прерывания беременности, в Молдове не запрещены. Хотя правила их производства ограничены, в первую очередь, по срокам беременности – не более 12 недель. Исключения возможны при наличии ряда медицинских показаний. Кроме того, есть социальные показатели для аборта, например, зачатие в результате изнасилования.
Поэтому многие говорят о том, что все-таки жизнь нерожденного ребенка в Молдове защищена. Но, по меркам многих европейских стран, о праве эмбриона на жизнь можно говорить с большой долей условности.
Производящий незаконный аборт отвечает не за убийство, а по специальной статье, наказание по которой существенно ниже – как правило, это штрафные санкции и запрет на работу в медицине до 3 лет.
«В большей степени в Молдове эти нормы направлены на защиту здоровья женщины, а не жизни эмбриона. По сути, в нашей стране предполагается, что человек вступает в свои права с момента рождения. Следовательно, если до рождения человека нет, то следствием такого подхода является отказ в признании факта смерти: раз не было жизни, значит, не было смерти», - комментируют для портала NOI.md в Союзе адвокатов РМ.
Эмбрион = человек?
Во многих странах Евросоюза придерживаются другого подхода, что отражается в судебной практике и законодательстве. К примеру, сейчас в ЕС широко обсуждается решение Верховного суда Португалии, которое называют прецедентным и исторически важным для всего Европейского сообщества.
Суд постановил, что нерожденный ребенок – это не биологическая масса, не предмет и не составная часть материнского организма, а живой человек в соответствующей фазе своей жизни, который постоянно развивается, как и уже рожденные на свет люди. По выводам судей, эмбрион обладает полным достоинством и многими правами, характерными для человека.
Португалия известна как одна из европейских стран, где аборт является преступлением и наказывается тюремным сроком. При этом искусственное прерывание беременности разрешается при наличии ряда рисков для матери, после изнасилования или когда эмбрион имеет определенные расстройства.
Поскольку Молдова объявила одним из своих главных приоритетов интеграцию с ЕС, многие юристы говорят о предстоящем пересмотре национального законодательства, в котором появится система норм, обеспечивающих защиту прав ребенка еще до его рождения.
Как отмечают юристы, интеграция европейских норм может произойти и через судебную практику, которая часто проявляет большую гибкость в вопросах соблюдения основных прав и свобод. Другой путь – направление запроса, связанного с правами нерожденного ребенка, в Конституционный суд.
«Складывается абсурдная ситуация!»
Прецеденты европейской судебной практики активно обсуждаются в социальных сетях и на специализированных интернет-ресурсах, где юристы высказывают различные мнения о статусе нерожденного ребенка.
«Это очень спорный вопрос, - считает директор Юридических программ Фонда Сороса в Молдове Виктор Мунтяну. - Правовые последствия в отношении ребенка появляются в ситуации, когда он рождается живым и жизнеспособным. Только в этом случае ему будет оформлено свидетельство о рождении или о смерти.
Вопрос об уголовном преследовании также является противоречивым. Данная логика приводит к сравнению аборта с умышленным убийством, а аборт из соображений здоровья или беременности, которая ставит в опасность жизнь мамы – к чему может быть приравнен? К убийству со смягчающими обстоятельствами?! Если взвесить, то чья жизнь важнее? Складывается абсурдная ситуация!
С точки зрения уголовного закона мы по-прежнему будем делать ясное различие между живым, но не рожденным, и живым и рожденным ребенком. У меня сложилось впечатление, что это судебное решение было принято, в том числе, под влиянием со стороны португальской католической церкви, влияние которой в этой стране очень велико».
Приоритет – уже рожденной жизни
«Конвенция о правах ребенка, к которой присоединилась Молдова, не содержит положений, прямо обязывающих государства гарантировать жизнь еще не рожденному ребенку, - отмечают в Союзе адвокатов РМ. - Хотя, конечно, существуют определенные исключения в международных нормах, в которых эмбриону косвенно гарантируется защита права на жизнь.
Молдавские законы в этой области построены по принципу приоритета уже рожденной жизни. Жизнь ребенка признается и защищается в качестве самостоятельной ценности лишь с момента его рождения. А право нерожденного ребенка на жизнь защищается уголовным законом настолько, насколько защищена жизнь и здоровье беременной женщины. Этот уровень правовой защиты, скорее всего, рано или поздно будет пересмотрен.
Данная тема и раньше обсуждалась в Молдове, в основном, в научных и юридических кругах – вопрос о правовом статусе эмбриона и его праве на жизнь. Нет единого мнения, можно ли говорить, что нерожденный живет, сравнивая его жизнь с жизнью здорового человека.
Часто проводят параллель с ситуацией, когда лицо, пребывающее в коме, поддерживается с помощью искусственных мероприятий: вентиляции легких, питания, кровообращения. Но нельзя говорить, что с потерей сознания человек утрачивает и право на жизнь. Больного, находящегося в беспомощном состоянии, никто не может безнаказанно лишить жизни.
В Молдове пока преобладает точка зрения, по которой эмбрион нельзя считать человеком, а право нерожденного ребенка на жизнь целиком зависит от желания самой женщины, по крайней мере, в течение первых 12 недель беременности. Думаю, что в Молдове не следует принимать жестких законодательных решений и ограничений, а в первую очередь необходимо провести исследования, сформировать определенное общественное мнение по этому вопросу.
«Было бы хорошо устранить явное неравенство»
В то же время более эффективной защите права ребенка на жизнь до рождения может способствовать внесение поправок, которые четко определят момент начала человеческой жизни и введут в юридический оборот термин «нерожденный ребенок». Тем самым нерожденная жизнь будет законодательно признана самостоятельным объектом правовой защиты.
Кроме того, могут быть пересмотрены социальные показатели для абортов, поскольку они весьма условны и в их рамки вписывается большая часть среднестатистических молдавских семей. Во многих европейских странах, таких как Германия, Испания, Швейцария, аборт по социальным показателям не разрешен.
По примеру других стран стоит рассмотреть создание института пренатального усыновления, когда мать дает согласие на усыновление ребенка еще до родов. Или же возможность анонимно избавиться от новорожденного, не подвергая его жизнь опасности. Так, в Польше функционирует сеть мест для анонимного приема новорожденных.
Было бы хорошо устранить из законов явное неравенство и законодательную непоследовательность. Вы, к примеру, можете завещать имущество уже рожденному ребенку, но не можете сегодня этого сделать в отношении нерожденного. При этом по закону зачатый ребенок является потенциальным наследником».
Источник: NOI.md