Сегодня в программах ЭКО все чаще практикуется перенос одного эмбриона. По данным Американского общества репродуктивной медицины (ASRM), в 2017 году один эмбрион переносили в 43,9% случаев. Но в результате стимуляции суперовуляции обычно получается несколько эмбрионов. В таком случае один эмбрион переносят, другие, как правило, подвергают криоконсервации.
А что потом?
Предположим, что ЭКО завершилось удачей. Как распорядятся счастливые родители судьбой своих «снежинок»?
Вариант 1. «Хранить вечно»
Некоторые пары, у которых остались после ЭКО эмбрионы, сохраняют их, годами оплачивая хранение в криобанке. Они даже не всегда планируют заводить еще детей. Но расстаться со своими «снежинками» не могут.
Вариант 2. «Не доставайся никому»
Другие бывшие пациенты репродуктивных клиник, ставшие родителями, принимают решение об утилизации оставшихся эмбрионов. Это решение часто принимается после тяжких раздумий, но решать судьбу эмбрионов только родителям, и больше никому.
Вариант 3. «На благо людям»
Если возвращаться за детьми пара не планирует и при этом владеет эмбрионами хорошего качества, она может отдать эмбрионы в донацию, то есть на усыновление. Во многих репродуктивных клиниках пациентам предлагают программы с донорскими эмбрионами.
Вариант 4. «На пользу науки»
Для повышения результативности ЭКО ученым не обойтись без исследований эмбрионов (до 14-дневного возраста, эксперименты над более зрелыми эмбрионами запрещены). Британские клиники ежегодно проводят опрос пациентов, чьи эмбрионы находятся в криобанках: продолжать хранение, утилизировать, отдать на усыновление или пожертвовать для исследований. По статистике, последний вариант выбирает около 10% всех пар.
Прислушаться к доктору
Если же от хранения отказываются, то, в случае если пара принимает решение самостоятельно, чаще просят утилизировать, чем отдать в донацию (80% на 20% соответственно). А вот после разговора с врачом ― чаще донация (60% против 40% утилизации).
Почему эмбриологи советуют отдавать эмбрионы в донацию или хранить (как минимум до рождения ребенка)? Пара может захотеть еще детей, но будет поздно для получения своего биоматериала, а жизнь по-разному складывается, неизвестно что может случиться.
А донация имеет двойной стимул: не утилизировать эмбрион и тем самым не отягощать душу и совесть, и вместе с этим помочь бесплодным парам.
Отдать нельзя оставить
Судьбу оставшихся после ЭКО эмбрионов решают оба родителя. Сложности возникают, когда заморозившая эмбрионы пара распадается или один из супругов умирает. Что делать в такой ситуации, решает суд. И решения эти могут быть разными в разных странах.
Например, в штате Аризона с апреля 2018 года действует закон, по которому все ранее заключенные договоренности о судьбе замороженных эмбрионов у разводящейся пары теряют силу. Суд уполномочен отдать эмбрионы той стороне, которая «даст возможность эмбрионам развиваться до рождения». При этом кто из супругов более достоин реализовать эту возможность, также решает суд.
А вот российский суд в декабре 2018 года запретил женщине после смерти мужа забрать эмбрионы, полученные в браке. Перед ЭКО супруги подписали документы, согласно которым после смерти одного из родителей весь полученный биоматериал подлежит утилизации. После первой попытки ЭКО беременность не наступила. Супруги планировали повторное ЭКО, но мужчина скончался. Клиника отказала вдове в новой попытке ЭКО. Женщина обратилась в суд. Однако суд встал на сторону клиники. Эмбрионы были утилизированы.
Подумать дважды
К счастью, времени на решение судьбы эмбрионов у всех родителей достаточно. Современные технологии заморозки позволяют хранить «снежинки» на протяжении десятков лет. Как пример ― в декабре 2017 года американка воспользовалась донорским эмбрионом и благополучно родила девочку, зачатую в 1992 году. Фактически получилось, что мать старше своей дочери на год и несколько месяцев… Семейной паре не нужно торопиться и принимать решение в спешке. Время есть, чтобы подумать и получить ответы на все вопросы. По словам Светланы Павлюченковой, самый популярный вопрос пациентов сети клиник «Центр ЭКО» на эту тему, это «а вы точно их утилизируете?». Или, в случае донорства, просьба найти «хороших биородителей».
Если пациенты пишут заявление об утилизации, часто боятся, что мы, вопреки заявлению, отдадим эмбрион в донацию без их согласия. В таких случаях успокаиваем, предоставляем акт об утилизации. А если отдают эмбрион в донацию, часто спрашивают, могут ли они потом узнать, наступила беременность с их эмбрионом, или нет. Ответ ― однозначно нет!